Страницы

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Чем секта отличается от религии


Иногда можно услышать, что традиционные религии называют сектами, а секты религиями. Оставляя в стороне тех, кто поступает так сознательно, попробуем разобраться в рассматриваемом вопросе по мере сил.

В современном мире существует множество сект различных типов - классические, психокульты, коммерческие, экологические, оккультные, педагогические, псевдорелигиозные, UFO-культы и другие. В классическом смысле секта - община, отколовшаяся от традиционной религии. Это происходит в том случае, когда некая группа лиц выбирает из того или иного учения определенные фрагменты, порой второстепенные, а не рассматривает его целиком, либо строит свое вероучение на понимании первоисточников, отличающемся от понимания первенствующей религии. Обычно это является следствием человеческого фактора, изменением догматической части под предлогом улучшения и модернизации. Такие секты не оказывают резко выраженного деструктивного воздействия на психику адептов, однако, если говорить с точки зрения православия, сообщают им не точные и, даже, ошибочные понятия о пути спасения, о добродетелях и пороках, о Боге. Взращивая в своих членах искаженные понятия, эти секты искажают и путь по которому они могут придти к Богу и, в результате, не приводят к Нему. Деятельность человека на Земле зависит от образа мыслей. Если он правильный - человек в течение жизни приобретает качества, необходимые для наследия вечности. Если образ мыслей ложный - человек впустую тратит драгоценное время, не имея точного понятия об упомянутых качествах, заостряет внимание на мелочах или вовсе, приобретая пороки и падая в пропасть, думает, что движется вперед.

В этом основное отличие классической секты от религии - в искаженном понимании учения последней. Поэтому такого типа секты всегда будут позже религии, от которой они откололись, и за основу будут брать ее источники. Так, например, секты, возникшие в 19-20 веке и отвергающие православное понимание Священного Писания, используют Евангелие, составленное и сохраненное Православной Церковью. (Подробнее об этом см. Формирование корпуса новозаветных текстов и Уточненная датировка книг Нового Завета)

Больше всего существует сект, порожденных протестантизмом, который, провозглашая, что все должно быть по Писанию, отверг апостольское понимание христианства, и каждая протестантская группа стала понимать Евангелие как ей удобно. Так появилось женское и гомосексуальное священство, "венчание" однополых браков, отмена церковных таинств и прочее, вплоть до смеха, истеричных телодвижений и катания по полу во время т. н. богослужений. Все это делалось ради пользы, ради улучшения христианства.

Следующий тип сект - тоталитарные. Этот термин введен религиоведом А. Л. Дворкиным в 90-х годах, и с тех пор успешно прижился. Тоталитарная секта отличается от классической тем, что оказывает более ощутимое воздействие на психику адепта. Термины "зомбирование" и "эффект магнитофона" как раз относятся к этому виду сект. Тоталитарные секты имеют целью полную власть над своими адептами и их материальную и физическую эксплуатацию, что достигается за счет обмана, сокрытия информации, контроля сознания, поведения, информации и регламентации всех сторон жизни. Например, муниты, живут по двадцать человек в квартире, спят на полу, попрошайничают на улицах, соревнуясь друг с другом, а перед этим забрасывают институт, уходят из дома и уезжают в другой город. Но при вербовке новичков все это скрывается, даже название самой организации. Если бы они сообщали все подробности пребывания в своей секте, никто бы к ним не пошел, поэтому они прибегают к такому приему, как обман при вербовке. Например, приглашают на бесплатные курсы английского или предлагают пройти бесплатный "оксфордский тест", не имеющий никакого отношения к Оксфорду и результат которого не зависит от того, что вы там напишете.

Другой прием используемый тоталитарными сектами - контроль сознания, или, говоря по простому, промывка мозгов, зомбирование. Дело в том, что доктрины многих сект довольно убоги. Чего стоят утверждения саентологов о том, что посредственный писатель-фантаст Рон Хаббард - самый выдающийся человек из когда-либо живших на земле и все его сочинения и аудио-записи являются "священным писанием". Если кому-нибудь сообщить эти истины прямо в лоб, он может просто усмехнуться и уйти. Поэтому в сектах применяются определенные психологические методики, встраиваемые в обучающие курсы - например, курс "как научиться больше зарабатывать", - которые влияют на сознание человека, устраняют критический подход к материалу и заставляют его поверить в свои доктрины в обход логики и свободной воли. В этом заключается насилие над свободным выбором. Как пример, хочется привести фрагмент статьи "Контроль сознания в Саентологии":

Первое тренировочное упражнение, называемое "ТУ 0", требует от студента сидеть на стуле перед партнёром, сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, и "просто быть там". Это упражнение делается не менее двух часов, часто дольше. Однажды, будучи саентологом, я делала ТУ 0 на протяжении двенадцати часов подряд. Во время ТУ 0 человеку не разрешают двигаться, улыбаться, говорить и вообще иметь любые проявления. Данный процесс крайне гипнотичен, поскольку один из самых легких способов войти в транс – это держать глаза неподвижными.

Далее следует ТУ 0 "Травля быка", где партнер говорит студенту какие-то вещи, заставляющие его реагировать. Это называется "находить кнопки". Когда человек проявляет реакцию, ему говорят "фланк", и объясняют, что он сделал. Затем фраза, которая заставила его реагировать, повторяется до тех пор, пока человек не перестанет выражать в отношении неё каких-либо проявлений. Это очень эффективный метод контроля поведения человека, выключающий его сознание, когда кто-то начинает делать негативные высказывания о саентологии.

Затем идут ТУ 1 и 2, где читаются реплики из "Алисы в стране чудес". Почему именно это произведение? Задумайтесь, какие ассоциации "Алиса в стране чудес" вызывает у Вас? Конечно же, это книга, которую большинство из нас читали в детстве, поэтому возвращением человека в этот возраст создаётся еще одна возможность для легкого манипулирования.

ТУ 3 и 4 учат человека повторять вопрос, до тех пор, пока не получен ответ, таким образом, загоняя его мышление в рамки единственно правильной, ограниченной колеи. Имеются и другие ТУ (иронически названные самим Хаббардом "тренировочными упражнениями высшего уровня внушения"), где пепельнице нужно давать команды "встаньте" и "сядьте на этот стул", но ТУ с 0 по 4 делаются наиболее часто.

После тренировочных упражнений следуют "объективы". Цель объективов заключается в том, чтобы человек научился пассивно воспринимать контроль. Например, в одном процессе, одитор даёт команды: "Посмотрите на эту стену", "Подойдите к этой стене", "Прикоснитесь к этой стене", "Развернитесь", и повторяет их в течение многих часов. В случае неподчинения одитор физически заставляет человека выполнить его указания. Как правило, человек, проходящий этот процесс, испытывает гнев и другие эмоции, вызванные навязанным контролем, но в итоге он сдаётся и подчиняется. К этому моменту наступает эйфорическое состояние транса и человек ощущает себя счастливым.

ТУ и Объективы – это база, которую должен получить каждый саентолог, поэтому именно они создают благоприятную почву для дальнейшей идеологической обработки.

Еще пример, из практики отечественных саентологов:

Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало тихо.

- Вы готовы к началу занятий?! - буквально заорал тот, что с бородкой.

-Да!!! - рявкнули в ответ присутствующие.

Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:

- Еще раз!.. Готовы?!

- Готовы!!! - ответил хор голосов, к которым невольно присоединился и я...

- Посмотрите на своего соседа!..- последовала новая команда. Глупо, конечно, но приходится подчиняться. ...

- Пожмите друг другу руки!..

... Еле вытерпел - честное слово!.. Ощущение такое, словно валяешь дурака в присутствии глазеющего народа. Кое-кто из "студентов" тоже ощущает себя неловко, но стараются сломать в себе остатки сопротивления, стараясь быть похожими на большинство...

Следующий день занятий. Снова - приветствие супервайзера при закрытой двери в учебную аудиторию. На сей раз это была девушка, и она задала всем жару:

- Пожмите руки сразу трем соседям!.. Потрогайте сразу четыре предмета на столах!.. Громко поздоровайтесь друг с другом!"

В конце занятия я уже смотрел на буклет со смесью замешательства и суеверного страха. ... Возникает впечатление, что вся творческая энергия создателей данной методической работы ушла на то, чтобы исключить всякую самостоятельность в подходе к рассмотрению книги Хаббарда, словно это и не книга вовсе, а нечто вроде священного писания, к которому нельзя ничего прибавить, в котором ничего нельзя упустить из виду.

В том числе к контролю сознания относится сектантский язык: используя их терминологию, человек принимает для себя и те несуществующие предметы, которые она описывает.

Но главное зло тоталитарных сект, как мне кажется, состоит даже не в том, что они могут выжать из человека все силы и деньги, а потом выбросить его за ненадобностью. Главная их опасность - изменение нравственной шкалы, понятий о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Адепты ряда сект готовы нарушить не только общепринятые морально-этические нормы, но и совершать уголовные преступления, если это нужно секте. Этот принцип называется цель оправдывает средства. Соврать, запугать, украсть, распространять наркотики, заниматься проституцией, даже убить - все это будет "правильными" поступками, если ведет к пользе организации. Конечно, далеко не каждый, попав в секту, готов совершить что-либо из упомянутого, поэтому секты имеют двойное учение: одно - для внешнего мира и новичков, другое - для продвинутых. Например, новичкам говорят, что нарушать закон ни в коем случае нельзя, но в последствии они узнают, что закон написан "внешними" людьми, не просветленными учением секты, следовательно, он не идеален и даже ошибочен, поэтому, если никто не узнает, нарушать его можно, а иногда и нужно.

Если рассматривать традиционные религии и тоталитарные секты, можно отметить следующее кардинальное отличие. Когда какой-либо безнравственный поступок совершает представитель традиционной религии, это является следствием его несоответствия ее учению. Плохой православный является таким не потому, что так поступать его учит Евангелие, а как раз наоборот: он не придает никакого значения тому, что там написано. И если он раскается и начнет жить согласно своей вере, его жизнь изменится. В сектах же, безнравственные поступки оправдываются учением и в них происходит обратный процесс: то, что человек до секты считал для себя недопустимым, попав в секту может начать считать вполне естественным.

Таким образом, возвращаясь к классическим сектам, можно сказать, что они находятся в компетенции историков и богословов, в то время как тоталитарные секты должны находится в компетенции правоохранительных органов.

Другие признаки тоталитарных сект: запрет на чтение критики в адрес секты, что называется контролем информации, невозможность критически оценить действия руководства секты, невосприимчивость к фактам, разоблачающим секту и неспособность разобраться в них - своеобразная "упертость", "ничего не вижу, ничего не слышу". Также во многих сектах у адептов намеренно культивируют гордость по отношению к людям, не принадлежащим секте и мысль, что сектанты делают великое и полезное дело, находясь в организации. Одна знакомая рассказывала мне про свою подругу, которая пыталась завербовать ее в какую-то коммерческую секту по продаже моющих средств (скорее всего, это был AMWAY). Узнав, что подруга, ездя по стране и продавая эти средства, практически ничего не заработала и спросив о смысле такого бизнеса, моя знакомая получила ответ, что это уже само по себе доброе дело - продавать такое хорошее моющее средство.

Если мы присмотримся к признакам тоталитарных сект, то, скорее всего, заметим, что те или иные из них иногда встречаются в поведении окружающих нас людей, не состоящих ни в каких сектах. А если попробуем честно взглянуть на самих себя, то поймем, что и нам не совсем чужды вещи, описанные здесь. Кто-то склонен к ним больше, кто-то меньше, но, в обычной жизни, они, хотя и могут сделать характер человека сложным, все-таки остаются в неких рамках. Секты же буквально гипертрофируют их. Гипертрофируют "упертость" и гордость, превращая их в фанатизм; искажают и эксплуатируют стремление бескорыстно сделать добро, помочь другим. В результате человек, думая, что "спасает планету", может не только соврать, украсть или убить, но и будет считать при этом, что он лучше других и поступает правильно: этакий сверхчеловек, освободившийся от морально-этических условностей темного общества. Т.е. секты меняют личность адепта и, как правило, форматируют ее по образу основателя культа. А что представляет собой классический основатель тоталитарной секты, можно понять из следующей цитаты:

"В дополнение к злоупотреблениям и нарушению гражданских прав своих собственных последователей, эта организация на протяжении многих лет, согласно своей доктрине "честной игры", преследует людей не из церкви, которых она воспринимает как врагов. Она отчетливо шизофренична и параноидна, и это странное сочетание, похоже, является отражением ее основателя ЛРХ [Л. Рона Хаббарда]. Свидетельские показания дают нам ясное представление об этом человеке, который был патологическим лгуном в том, что касается его истории, биографии и достижений. Кроме того, документы и прочие письменные свидетельства отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против любого, кого он считает нелояльным или враждебным".

Судья Пол Г. Брекенридж Мл.
Лос-Анджелеский Калифорнийскиий Верховный суд, 1984

Можно привести еще один тип сект - психокульты, строящиеся на основании различных психологических тренингов. Такие секты возникают в том случае, когда проводящему их психологу или считающему себя таковым не хватает положительных нравственных качеств, он побеждается различными пороками - сребролюбием, блудом, властолюбием, тщеславием - и начинает удовлетворять их посредством своих учеников, одновременно строя идеологическую базу, оправдывающую его поведение. Соответственно, эта база переходит из его головы в головы его последователей. Как пример можно привести секту-психокульт Михаила Лежепекова.



Надо сказать, что секту, как сказал А. Л. Дворкин, можно создать вокруг чего угодно, хотя бы вокруг лампочки, и она совсем не обязана иметь отчетливые религиозные черты. Однако, человек такое существо, что он может наполнить пускай даже не осознаваемым религиозным смыслом сферу своих интересов. Например, такая коммерческая секта, как Гербалайф, имеет все сектантские атрибуты - обман при вербовке, контроль сознания, почитание основателя и "продукта", который он изобрел.