Страницы

пятница, 7 февраля 2014 г.

Уточненный возраст книг Нового Завета

Фрагмент из предисловия А. Г. Дунаева к публикации сохранившихся фрагментов Папия Иерапольского (110 г.). В цитируемом фрагменте излагается взгляд современной науки на возраст Новозаветных текстов и о их более ранней передатировке. «Папий был епископом фригийского города Иераполя, расположенного близ перекрестка дорог из Антиохии сирийской в Ефес и из Атталии памфилийской в Смирну. О времени составления Изъяснений речений Господних — по-видимому, единственного (фр. 3, 1 ) сочинения Папия — мнения ученых расходятся. Если раньше сочинение Папия датировалось 140 г., то сейчас указывается приблизительно 110 г. От сочинения Папия дошли лишь небольшие фрагменты».

«… Последние открытия в области новозаветной текстологии показывают, сколь шатки догматы протестантской новозаветной науки, недавно казавшиеся незыблемыми. Укажем здесь лишь на идентификацию отрывков из папируса P64 из собрания Magdalen College в Оксфорде с фрагментами из 26 главы Евангелия от Матфея и передатировку их 70-ми годами (или даже чуть ранее), а также на идентификацию фрагмента кумранских папирусов Q5 из 7-й пещеры с небольшим кусочком из Евангелия от Марка и 7Q4 с 1Тим. 3, 16 — 4, 3. Значение кумранских рукописей особенно велико, ибо они датируются до70-х годов, а их прототипы, следовательно, относятся к еще более раннему времени (до недавнего времени самыми ранними свидетелями Нового Завета считались папирусы первой половины—середины II века). Неудивительно, что противник такой точки зрения Б. Мецгер в приложении к своей монографии ссылается на подобные исследования лишь мимоходом, обходя значительную часть исследований молчанием. Резюмируя новейшие открытия в области новозаветных исследований, важные для интерпретации фрагментов Папия, можно сказать, что в настоящее время атрибуированы или передатированы папирусы P64 (Grl7) (64-69 гг.), 7Q5 и 7Q4 (50-е гг.), а также P46 (конец I века), содержащие фрагменты Евангелий и пастырских посланий. Вероятность принадлежности их к промежутку 40-69 годов по Р.Х. довольно высокая. Аргументы спорящих сторон, по крайней мере равноценны, однако, с учетом достижений анализа текстов и материалов с помощью новейших технических средств последних десятилетий и даже лет, доводы сторонников более ранней датировки представляются более солидными. Отсюда следует, во-первых, что письменную фиксацию Евангелий приходится относить ко времени, почти совпадающим с хождением «изречений» (логий) Христа, ко времени до разрушения Иерусалима в 70 г. и, следовательно, выбивается почва из-под утверждений, что пророчество Христа об этом событии было добавлено в Евангелия позднее (vaticinium posteventum). Во-вторых, приходится признать, что послания ап. Павла были собраны и имели хождение ранее 70-го года вместе с Евангелиями—то есть имели авторитет, близкий к евангельскому. Этот вывод о ранней фиксации канона четырех Евангелий и других новозаветных текстов, согласующийся с церковным преданием, подтверждается и анализом фрагментов Папия. Список новозаветных книг, известных Папию, включал:
—Евангелия от Матфея (фр. 3, 16), Марка (фр. 3, 15), Луки (цитата из Лк. 10, 18 во фр. 24; авторство Папия не выяснено окончательно) и Иоанна (фр. 23, ср. фр. 3, 17);
—возможно, Деян. (фр. 3, 9-10 и фр. 5);
—послания апостола Павла, ссылка на которые имеется во фр.24, хотя привлечение апостольских посланий при толковании Евангелий было вовсе необязательным, как правильно замечает Б. Мецгер, а принадлежность данной части армянского фрагмента Папию остается под вопросом;
—1 Ин. и [1] Петра (фр. 3, 17);
—Откр. (фр. 10).

[…]

Таким образом, Папию, написавшему свое творение прибл. в 110 г., были известны уже почти все сочинения, вошедшие в состав Нового Завета, включая Апокалипсис. Это заключение хорошо соответствует сказанному выше о передатировке новозаветного корпуса, приобретающей все больше сторонников среди современных ученых».

Цит. по: А.Г. Дунаев. Сведения о Папии [Иерапольском] и совокупный обзор дошедших фрагментов // Писания мужей апостольских. - М., 2008. - С. 432, 433.

Комментариев нет:

Отправить комментарий