Страницы

понедельник, 3 марта 2014 г.

Начинается Великий пост: зачем он нужен?

Сегодня начинается Великий пост, который продлится семь недель и закончится Пасхой. Зачем он и кто его придумал?

Говоря о посте, надо сказать, что польза воздержания и самоограничения в пище были известны человечеству еще задолго до христианства. Упоминание о посте находим не только в Ветхом Завете, но даже у языческих авторов. Античные философы считали добродетелью проводить воздержанную жизнь, не только относительно питания, но и относительно прочих потребностей, ограничиваясь лишь необходимым. Известен случай, когда некоторого философа пригласил в свой богатый, устланный роскошными коврами и отделанный мрамором дом, знатный человек. Философ плюнул ему в лицо и на вопрос о причине такого наглого поступка ответил, что «имел необходимость исполнить естественную нужду и, найдя в доме повсюду изящество, был вынужден избрать лицо хозяина».

Умеренное употребление пищи, как говорят врачи, способствует здоровью организма, а переедание - причина многих болезней. Любой внимательный может заметить и соотнести свое состояние со степенью наполненности желудка. Небольшое чувство голода дает состояние легкости, сообщаемое телу и уму человека. Любая умственная работа и учеба протекают гораздо легче, когда человек не пресыщен. Сытый и, тем более, объевшийся малоспособен к умственной деятельности, как, впрочем, и к физической. Единственное, что легко дается в этом состоянии - развлечения. Если, придя с работы или института, у человека до еды был определенный настрой и намеченные дела на оставшуюся часть дня, после еды этот настрой куда-то исчезает, планы отодвигаются, и сам взгляд на мир несколько меняется: дела кажутся уже не такими важными и вместо них хочется просто отдохнуть, полежать, уставившись в телевизор или компьютер. Надо сказать, что основная причина этого не столько в самой еде, сколько в переедании, поскольку большинство людей употребляет пищу в гораздо большем количестве, чем это нужно для поддержания сил и работоспособности.

Теперь вернемся к Великому посту. Человек состоит из души и тела, и душевная деятельность находится в прямой зависимости от состояния последнего: либо подавляется им, либо получает свободу. Задача любого христианина состоит в борьбе со своими негативными качествами и взращивании в себе добродетелей за счет сопротивления первым и понуждения себя к последним. Все это просто невозможно при чувстве сытости. И в этом было бы еще полбеды, если бы сытость и пресыщение не порождали из себя целый ряд различных негативных вещей: лень, сонливость, забывчивость, нечувствие и окаменение сердца, жестокость, блуд, гнев, хвастовство, высокомерие и прочее, о чем пишет святой Иоанн Лествичник. При постоянном пресыщении эти и многие другие негативные качества незаметно вырастают в человеке и когда начинают заявлять свои права на него, он не понимает этого и считает их своими естественными желаниями, начинает удовлетворять им. Поэтому святыми отцами чревоугодие названо матерью всех страстей, а воздержание основанием и дверью ко всем добродетелям. Воздержание – первая ступень, вводящая в духовную жизнь, обойти или перескочить которую невозможно. В идеале, люди, принимающие православие, не должны бы нуждаться в особых временах для воздержания, а всегда проводить внимательную, чуждую излишеств жизнь, но, поскольку очень редкие имеют произволение к этому, церковь установила времена поста, чтобы хотя бы в течении их, человек мог вздохнуть, вынырнув из под воды и почувствовать тот воздух, которым дышали истинные христиане. Способность человека к вдыханию этого воздуха напрямую зависит от состояния его сердца, а сердце, в свою очередь находится в прямой зависимости от желудка. Сытое тело – темница для души. Цель поста – дать свободу душе для борьбы с собственными страстями, поэтому пост не является добрым делом сам по себе, а орудием, средством добродетели. Отсюда следует, что пост, не имеющий указанных целей, приближается к обычной диете или голоданию совершаемых ради здоровья или фигуры. Чем дальше пост от его христианского понимания, тем он ближе к диете и тем он меньше принесет духовных плодов, человек не приобретет ничего. Особенно это относится к людям, соблюдающим крайне строгий пост, например, вкушающие пищу не каждый день или раз в день и очень скудную. Если они не будут обращать внимания на стяжание добродетелей и искоренение страстей, а будут смотреть только на свой пост, то лишь зря измучают себя, к тому же еще и заразятся тщеславием и начнут уничижать тех, кто постится не так строго. Конечно, силы и здоровье у всех разные, поэтому и мера поста для каждого своя. Больным людям разрешается делать послабление в посте, поскольку задача поста – ослабить плоть, а болезнь и так служит этому.

Несколько цитат о посте:

«Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце». Святитель Игнатий Брянчанинов.

«Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу». Святитель Игнатий Брянчанинов.

«Возведем силою веры око ума к вечности… Такое созерцание возможно нам только тогда, когда тело будет приведено в порядок и будет содержаться в порядке постом, когда чистою молитвою, возможною только при посте, мы прилепимся к Господу, соделаемся един дух с Господом (1.Кор.6,17)». Святитель Игнатий Брянчанинов.

«Пост - ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы… кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе». Преподобный Исаак Сирин.

«Телесные же наслаждения не только усиливают страсти и восставляют их на душу, но даже исторгают ее из самого корня, и с тем вместе разжигают чрево к невоздержанию, бесчинию до крайней расточительности, и понуждают безвременно удовлетворять телесным потребностям. Одолеваемый сим не хочет стерпеть малого голода и владеть собою, потому что он - пленник страстей». Преподобный Исаак Сирин.

«Как облако закрывает свет луны, так испарения чрева изгоняют из души Божию премудрость. И что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве. И как одно горючее вещество, приложенное к другому, увеличивает огненный пламень, так разнообразие брашен увеличивает движение в теле. В сластолюбивом теле не обитает ведение Божие; и кто любит свое тело, тот не улучит Божией благодати». Преподобный Исаак Сирин.

«Время наше уклонилось к телесному покою и к насыщению чрева, которые рождают все страсти». Преподобные Варсанофий Великий и Иоанн Пророк.

«Чревоугодие истребляет в человеке все доброе. Коль скоро оно берет верх, обыкновенно падают и вземлются от среды воздержание, целомудрие, мужество, терпение и все прочие добродетели». Преподобный Нил Синайский.

«Если хочешь обуздать страсти сердца, откажи себе в пище, особенно в пище лакомой и утучняющей, - и тогда молитвою веры легко одолеешь восстания страстей». Святой Иоанн Кронштадтский.

«Когда мы употребляем скоромную или вообще питательную и лакомую пищу, тогда страсти находят больше пищи и опоры в нашем сердце и обыкновенно сильнее, настойчивее и убийственнее действуют в нас. – Когда кушаем пищу постную, малопитательную, легкую, нелакомую, простую, тогда страсти, не находя опоры, ослабевают, ум проясняется и сердце делается чище – подобно тому, как на небе бывает ясно, когда воздух не насыщен парами». Святой Иоанн Кронштадтский.

«Отцы мерою воздержания в пище положили то, – чтоб пищу, которую принимать заставляет нас необходимость поддерживать жизнь тела, переставали мы вкушать, когда еще хочется есть. Судя по сему и немощный телом может являть добродетель воздержания в совершенстве, наравне с крепкими и здоровыми, если силою воли будет обуздывать пожелания яств, когда сего не требует бренность плоти. Ибо и Апостол говорит: плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14). Он не совсем запретил иметь попечение о теле, а не велел только, чтоб это делалось по похоти». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий