Эта тема особенно актуальна при сравнении протестантизма и его многочисленных производных с православием. Как известно, протестанты не признают Священного Предания и говорят, что у них все по Писанию. Тем не менее, тысячи протестантских сект и деноминаций не могут договориться и возникают все новые течения, поскольку текст Священного Писания понимается ими, а, следовательно, и объясняется по-разному. Данному вопросу - пониманию Библии и, в частности, Нового Завета, - и посвящен представленный текст.
***
Человек по учению Церкви есть храм Духа Святаго (1Кор.3,16). Будучи создан таковым, он не нуждался в каких-либо вещественных пособиях, научающих его богоугождению. После грехопадения руководителем ветхозаветных праведников, живших до Моисея, был неписаный закон, насажденный Богом в каждого человека и называемый совестью[1]. Но этим законом руководились лишь немногие: большинство пренебрегало им. Тогда явилась нужда в писаном законе, говорящем о Едином Истинном Боге, сообщавшем заповеди и готовившим мир к приходу Искупителя.
Господь Иисус Христос примирил людей с Богом Отцом и вернул им способность вновь быть храмами Божиими. Уверовавший и крестившийся, облекался во Христа и получал силу к исполнению всех заповедей Евангелия, которые, будучи исполняемы, охраняли его новое звание[2]. Обновленный человек имел заповеди Божии написанными в сердце и, также как первозданный Адам, не нуждался более в познании истины внешними чувствами [3].
Однако и по Искуплении, прельщаясь «сластьми житейскими и суетной славой», христианин согрешал, омрачался, подпадал действию неразумия[4] и снова нуждался в обновлении образа мыслей: в помощи Св. Писания. Поэтому апостолы наряду с устными наставлениями, служащими фундаментом веры, оставили и письменные, напоминавшие и закреплявшие основные положения христианства. Священное Писание стало руководством христиан, зеркалом, смотрясь в которое, они могут сличать свое состояние со свойствами нового человека - Иисуса Христа[5]. Непрестанное поучение в Законе Господнем (Пс.1.2) стало основанием и условием богоугодной жизни[6], для желающих вновь соединиться с Богом.
Поскольку Писание явилось уже после устной проповеди апостолов, то очевидно, что оно может быть правильно понято только в контексте всего христианского учения, оставленного, или преданного апостолами. Священное Предание - апостольское понимание Евангелия. Священное Предание - само христианство. Поэтому, по замечанию одного церковного писателя, не сохранившие Предания не имеют права именоваться христианами, как не получившие своей веры от Христа и апостолов[7].
Священное Предание хранится в писаниях святых отцов православной Церкви, начиная от мужей апостольских и до святых наших дней. Их творения представляют единогласный чудный хор на протяжении 20 столетий возвещающий единое божественное учение[8].
Священное Писание богодухновенно (2Тим.3,15), но в то же время является твердой пищей, скрывая за завесой буквы духовные сокровища[9], неприступные для плотского ума. Святитель Василий Великий говорит, что способность правильно понимать Писания и не погрешать против их смысла есть дар Духа Святаго[10].
Становится очевидной нужда в токовании Писания Святым Духом через Его избранные сосуды. Отвергающий такое толкование, отвергает по необходимости и Священное Писание[11]. Божественные догматы превышают человеческий ум и должны быть усваиваемы верою[12]. Сама попытка объяснения их по началам разума есть нечестие[13] и безумие[14]. «По неспособности душевного человека правильно понимать духовное Святая Церковь воспрещает чадам своим произвольное объяснение Священного Писания, а заповедует строго держаться истолкования, сделанного Писанию святыми отцами»[15].
Священное Предание разделяется на догматическое и нравственное. Лжеименное знание, заключающееся «в веровании своему помыслу»[16], вторгаясь в догматическое Предание, искажает его и рождает еретические учения. Ересь - бунт создания против своего Творца, смертный грех, ее сущность - богохульство[17]. Вера, оскверненная еретическим мудрованием, оскорбляет Духа Святаго и не является более проводницей божественной благодати. Зараженный ересью лишается надежды спасения[18].
Во все времена ереси коварно прикрывали свое злочестие Священным Писанием, но при сопоставлении с апостольским и святоотеческим Преданием, они были обличаемы и извергались за ограду Церкви[19].
Теперь рассмотрим плоды вмешательства лжеименного знания в нравственное предание. Бог дарует спасение человеку единственно за веру, которая состоит из правого исповедания и дел, показывающих меру веры[20]. Искажение этой второй составляющей, также приводит к ереси, но более тонкой и менее заметной. «К ересям должно отнести и то учение, которое, не касаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и дозволяет христианам жительство языческое... оно - отречение от Христа»[21]. «Всякий, кто не хранит заповедей Христовых от сердца, есть уже еретик»[22]. Суть названной ереси состоит в том, что христианин не считает нужным сообразовывать свою деятельность с заповедями Нового Завета, изложенными в Четвероевангелии и Апостольских Посланиях. Эта нравственная ересь в последние дни мира охватит христиан, которые всецело устремятся к земному преуспеянию[23]. Из за нее христианство, как Дух, удалится из среды человечества, предоставляя его своему падению[24].
Всякий крестившийся обязан исполнять все повеления Евангелия (Мф.28,20), что он засвидетельствовал обетами Крещения и к чему получил силу[25]. Небрегущий о заповедях всуе носит имя христианина, расторгает завет с Богом, совлекается одежд крещения - самого Христа Господа, лишается сыноположения и делается повинным нескончаемому мучению[26].
Рассмотрев важность послушания догматическому и нравственному Священному Преданию и пагубность следования своему разуму в данных вопросах, закончим эту работу высказыванием преподобного Нила Сорского: «Божественные Писания и слова святых Отцов многочисленны, как песок морской: неленостно исследуя их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них. Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы не достойны этого, но преподают блаженные святые Отцы из Божественного Писания»[27].
[1] Прп. авва Дорофей, Добротолюбие, Т.2
[2] Прп. Марк Подвижник, Добротолюбие. Т.1
[3] Святитель Игнатий Брянчанинов. Истина и дух, Аскетические опыты,Т.1
[4] Прп. Марк Подвижник, Добротолюбие. Т.1
[5] Святитель Игнатий Брянчанинов. Истина и дух, Аскетические опыты,Т.1
[6] Преподобный Исаак Сирин, “Слова подвижнические”, Слово 1.
[7] Тертуллиан, “Об отводе еретиков”.
[8] Святитель Игнатий Брянчанинов. Плач мой, Аскетические опыты,Т.1
[9] Свт. Григорий Нисский из 7-й книги “Опровержения Евномия”
[10] Из предисловия к толкованию на пророка Исаию
[11] Святитель Игнатий Брянчанинов. Плач мой, Аскетические опыты,Т.1
[12] Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма.
[13] Из послания папы Келестина к Несторию
[14] Прп. Варсануфий Великий, отв.705, “Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка”.
[15] Свт. Игнатий. О ереси и расколе
[16] Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка., Отв.370
[17] Свт. Игнатий. О ереси и расколе
[18] Свт. Игнатий. Слово о смерти
[19] Прп. Викентий Лиринский, “Напоминания”
[20] Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 30.
[21] Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе
[22] Прп. Варсануфий и Иоанн, Ответ 533
[23] Святитель Игнатий Брянчанинов. О монашестве, Аскетические опыты, том I
[24] Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма
[25] прп. Симеон Новый Богослов, слово 74
[26] прп. Симеон Новый Богослов, сл.35
[27] Устав скитской жизни. Цит. по свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству
Комментариев нет:
Отправить комментарий