Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая об этих словах Писания, говорит: «Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия». «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святаго Духа». Под духом здесь понимается «совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей».
Святой Иоанн Кронштадтской: «Из существа мыслящего духа рождается слово, присущее ему, в себе показующее мысль и равное ей; от мысли и с мыслию исходит дух, почивающий в слове и в слове сообщающийся слушающим; дух этот вполне равен и мысли, и слову и присущ им».
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что образ Божий в человеке видится в его господственном положении на земле между прочими творениями: «Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью».
Человек был сотворен со свободной волей, в чем святые отцы также видят отпечаток образа Божества. Преподобный Ефрем Сирин: «Что же такое образ Божий? Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назидательность».
Под подобием Божиим святыми отцами понимаются душевные качества человека, совершенство добродетелей, или, святость. «Подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью, делами богоименитыми и богоподражательными, то есть соразмерно с тем, что человеколюбиво расположен к единородным, милосердствует, милует и любит подобных себе рабов, оказывает всякое сердоболие и сострадание. Ибо Христос Бог наш говорит: Будите... милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк.6:36)» (Прп. Ефрем Сирин).
После грехопадения - преслушания заповеди Божией и желания стать как боги, - от наших праотцев отступил Дух Святой исполнявший их всякой добродетелью, в результате чего они утратили богоподобие. «Как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло» (Прп. Симеон Новый Богослов).
С такими поврежденными душевными качествами появились на свет потомки праотцев. «Священное Писание, засвидетельствовавшее, что человек сотворен по Образу Божию (Быт.1:27), уже лишает этого свидетельства чад Адамовых. Писание говорит о них, что они родились по образу Адама (Быт.5:3), то есть такими, каким соделался Адам по падении. По причине утраты подобия образ соделался непотребным» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Нарушив волю Бога и исполнив волю падшего ангела, люди попали в разряд падших духов и сопричислились их сонму. Однако и в таком горестном состоянии человек не перестал быть образом Божиим. «Самое существо души нашей — образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим!» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
После вочеловечения и смерти Господа Иисуса Христа, Дух Святой отступивший от людей, снова осенил их. Он пребывает с ними, возвращая им богоподобие, если они пребывают верными тем соглашениям, в которые они вступили с Богом при крещении, т.е. в удалении от греха и заповедях Евангелия (Прп. Симеон Новый Богослов).
Очевидно, что восстановление утраченного богоподобия доступно только истинным христианам и невозможно для некрещеных или живущих вопреки обетам крещения. «Образ Божий имеет всякий человек, потому что нераскаянна... дарования Божия (Рим.11:29); подобие же Божие имеют редкие, и то одни добродетельные и святые» (Прп. Ефрем Сирин).
«Два блага подает нам Святая благодать чрез возрождающее нас крещение, из которых одно безмерно превосходит другое. Но одно подает оно тотчас; именно, – в самой воде обновляет и все черты души, составляющие образ Божий, просветляет, смывая с нас всякую скверну греховную; а другое ожидает произвести в нас вместе с нами: это то, что составляет подобие Божие. – Итак, когда ум начнет с великим чувством вкушать блага всесвятого Духа, тогда ведать мы должны, что благодать начинает как бы живописать на чертах образа Божия, черты богоподобия» (Блаженный Диадох. Добротолюбие, Т.3).
Подобие Богу достигается и хранится посредством точного исполнения заповедей Евангелия. Точное исполнение воли Творца есть необходимый долг искупленных созданий (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Необходимость исполнения заповедей усматривается также из того, что они являются не некими отвлеченными возвышенными законами, а отображают свойства Самого Бога. Направляющий себя по ним будет нравственно уподобляться своему Создателю, будет в единении с Ним по духу. Нарушающий же их будет уподобляться противнику Божию и, как результат, наследует одинаковую с ним участь. В этом и заключается суть посмертного суда: кому во время земной жизни успел уподобиться человек - Богу или дьяволу.
Но есть и другая, косвенная причина, показывающая необходимость заповедей. Душа человеческая, по учению святых отцов, трехсоставна и состоит из сил: мыслительной, желательной и раздражительной (Прп. Исихий Иерусалимский. Добротолюбие, Т.2) или, иначе, ума, желания и воли. После грехопадения эти силы расстроились, получили искаженные направления и приводятся в правильное состояние только деятельностью по Евангелию. «Божественные заповеди полагают законы для троечастности души, и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою (Прп. Филофей Синайский. Добротолюбие, Т.3)». Потому что «по силам души Господь дал нам и заповеди». Отсюда видна необходимость исполнения не какой-либо части, а именно всех заповедей, в противном случае душа будет не в состоянии сделаться чистою (Прп. Исаак Сирин).
Заповеди Евангелия естественны человеку, а нарушение их - противоестественно, потому что такова его природа. Следуя заповедям человек гармонично развивается и достигает меры богоподобия. Нарушая их, человек нравственно разрушается, приходит в состояние скотов и демонов. Иначе не может быть, потому что душа человека и заповеди Евангелия являются произведением одного и того же Лица. «Душа по природе христианка» (Тертулиан).
Для трех сил души святые отцы записали обобщенные заповеди в виде кратких формул. Преподобный Максим Исповедник: «Раздражительную силу души обуздывай любовью; вожделевательную умерщвляй воздержанием; мыслительную воскрыляй молитвою: и свет ума никогда не помрачится в тебе» (Добротолюбие, Т.3).
Авва Фалассий: «Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских сластей и восприими воздержание, любовь и молитву» (Там же).
Преподобный Симеон Новый Богослов: «При посредстве этих трех - поста, молитвы, милостыни - содевается у христиан спасение» (Слово 17).
Палестинский патерик: «Труд, смирение и непрестанная молитва утверждают в сердце память Иисусову. И все святые от начала до конца, спаслись посредством сих трех добродетелей, - а покой, своя воля и самооправдание препятствуют спастись человеку».
Несколько разными словами говоря об одном и том же, святые отцы показывают как нравственный Евангельский закон и его исполнение соотносится с устроением образа Божьего - человеческой души, посредством чего достигается и хранится богоподобие.
«Братия! Доколе мы странствует на земле, доколе мы в преддверии к вечности — в этом видимом мире — постараемся привести в правильность черты образа Божия, напечатленного Богом на душах наших, дать оттенкам и цветам подобия красоту, живость, свежесть, — и Бог, на испытании страшном, признает нас способными к вступлению в Его вечный, блаженный чертог, в Его вечный день, в Его вечные праздник и торжество» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий